Подбор подарка
27 декабря, 2023

О чем на самом деле «Рождественские повести» Чарльза Диккенса

Рассказываем о знаменитом цикле

Раиса Ханукаева
Редактор сайта eksmo.ru
О чем на самом деле «Рождественские повести» Чарльза Диккенса

«Рождественская песнь в прозе»

Говорят, что Чарльз Диккенс изобрел Рождество, и с этим сложно спорить. Ровно 180 лет назад он опубликовал «Рождественскую песнь в прозе», а затем в течение шести лет выпускал повести накануне 25 декабря.

Рождественские повести -18% Рождественские повести Чарльз Диккенс 450 ₽ 549 ₽ -18% В корзину

Эти произведения заложили основные праздничные традиции и до сих пор остаются одним из главных чтений на зимних каникулах. Но, в отличие от многих святочных текстов, Диккенс писал не милые сказки, а социальные проповеди. Что и как писатель пытался донести до своей публики в «Рождественских повестях»? Рассказываем в нашем материале.

Хранитель Рождества

Для начала разберемся с тезисом об «изобретении» Рождества. Конечно, праздник отмечали задолго до появления писателя на свет, но к моменту, когда молодой автор взялся за перо, сочельник и святки были совсем иными.

Удивительным образом на традиции Рождества повлиял пуританин Оливер Кромвель, возглавивший Английскую революцию. При нем и его соратниках праздник из веселого карнавала (рождественские интермедии были известны со времен Средневековья) с милой традицией чревоугодия (пышные застолья в это прекрасное время обожал еще Генрих VIII) превратился в религиозное действо. Людям запретили любые «языческие» радости, в том числе колядки, подарки и пирушки.

«Рождественская песнь в прозе»

Англичане довольно быстро восстановили монархию, но вот Рождество на прежние позиции не вернулось. Оно праздновалось либо в богатых домах, которые подражали королевской семье и ставили елку (немецкая традиция, привнесенная принцем Альбертом), либо в деревнях, где сохранились те самые «языческие традиции», например — колядки и обычай собираться за одним, пусть даже бедным столом.

Сам Диккенс обожал Рождество. Смешав обе традиции (светскую и народную), он создал ту модель праздника, которую мы видим сейчас, а еще несколько традиций изобрел самостоятельно. Так, например, до него индейка не была традиционным блюдом, однако Скрудж дарит Крэтчитам именно ее:

«—  Я пошлю индюшку Бобу Крэтчиту! — пробормотал Скрудж и от восторга так и покатился со смеху. — То-то он будет голову ломать — кто это ему прислал. Индюшка-то, пожалуй, вдвое больше крошки Тима! <...>

Ну и индюшка же это была — всем индюшкам индюшка! Сомнительно, чтобы эта птица могла когда-нибудь держаться на ногах — они бы подломились под ее тяжестью, как две соломинки».

Да и традиция дарить подарки детям после выхода «Рождественской песни в прозе» из добровольной превратилась в обязательную. Спасибо, старина Диккенс, от лица всех дарителей!

Жанровые особенности

Возможно, отчасти потому, что «Рождественские повести» впитали в себя образы деревенского праздника, они носят черты традиционной английской сказки, которая, в отличие от других европейских волшебных историй, как раз полна призраков. Эти существа встречаются в трех из пяти повестей Диккенса. А в «Битве жизни», единственной, где нет потустороннего элемента, то и дело появляются «призраки прошлого» — воспоминания об участниках кровопролитного сражения, которое случилось там, где стоит дом главных героев.

«Ведь здесь, где мы теперь сидим, где я видел сегодня утром, как плясали мои девочки, где только что для нас собирали яблоки, с этих вот деревьев, корни которых вросли не в почву, а в людей, — здесь погибло столько жизней, что десятки лет спустя, уже на моей памяти, целое кладбище, полное костей, костной пыли и обломков разбитых черепов, было вырыто из земли вот тут, под нашими ногами».

Эта битва становится для героев аллегорией собственной судьбы и собственной борьбы. Но не призраками едины. В «Колоколах» Диккенс с удовольствием вводит и более традиционных сказочных существ:

«Он видел, что башня, куда его занесли завороженные ноги, кишмя кишит крошечными призраками, эльфами, химерами колоколов. Он видел, как они непрерывно сыплются из колоколов — вылетают из них, выскакивают, падают. <...> Он видел их в домах, хлопочущими около спящих. Видел, как одних они успокаивают во сне, а других стегают плетками; одним орут что-то в уши, другим услаждают слух тихой музыкой; одних веселят птичьим щебетом и ароматом цветов; на других, чей сон и без того тревожен, выпускают страшные рожи из волшебных зеркал, которые держат в руках».

Интересно, что писатель «приручил» эльфов и заставил их служить своей социальной цели: наказывать грешников и помогать бедным. Именно это не позволяет полностью ассоциировать «Рождественские повести» с волшебными сказками. Так же как и с готическими романами, хотя соблазн тут велик.

Мы ждем перемен!

И действительно, элементов готики в повестях пруд пруди. Тут и все те же призраки, и мотив одиночества («Рождественская песнь в прозе», «Одержимый»), и воспоминания о старине («Битва жизни»), и сумасшедший Ученый («Одержимый»). Мы уже не говорим о горящих свечах, пустых комнатах и раздающемся эхе, которое читатели то и дело слышат в текстах. Однако целью готического романа может быть что угодно, но никак не проповедь. И готику, так же как и сказочные элементы, Диккенс использует, чтобы завладеть умами читателей и донести до них свои социальные идеи. Именно поэтому, отвечая на вопрос: «О чем же на самом деле „Рождественские повести“?» стоит в первую очередь поговорить про их проповеднический характер.

«Рождественская песнь в прозе»

Существует несколько легенд о том, почему Диккенс взялся за «Рождественскую песнь в прозе» — первую из своих повестей. По одной из них, писатель остро нуждался в деньгах. По другой, у него была договоренность с ученым-экономистом Саутвидом Смитом, который попросил Диккенса поднять в прессе вопрос ограничения детского труда. Однако писатель решил выступить не как публицист, а как новеллист, и 10 марта 1843 года он писал Смиту:

«Не сомневайтесь, что, когда вы узнаете, в чем дело, и когда узнаете, чем я был занят, — вы согласитесь с тем, что молот опустился с силой в двадцать раз, да что там — в двадцать тысяч раз большей, нежели та, какую я мог бы применить, если бы выполнил мой первоначальный замысел».

Рождественские повести Рождественские повести

Надо сказать, замысел действительно удался. Как минимум в том, что работодатели (да и сами служащие) начали задумываться о выходном в день Рождества. Диккенс нередко читал свои произведения на публике в Великобритании и США. И существует легенда, будто бы чета американских предпринимателей, услышав его выступление, сделала 25 декабря нерабочим днем на своей фабрике.

В первых двух повестях («Рождественская песнь в прозе» и «Колокола») писатель активно обращает внимание публики на беды рабочего класса и призывает искоренить их с помощью образования. Причем сам он искренне верит в то, что это возможно. Именно поэтому финал «Колоколов» гораздо более светлый и сказочный, чем реалистичный сон Тоби Вэка, не вызывает вопросов и не кажется натянутым.

Семейные ценности

Со временем социальная острота диккенсовских повестей начинает спадать. И если в «Рождественской песни в прозе» читатель вместе с Духом нынешних Святок путешествует по миру и видит, как празднуют и на суше, и в море, то уже в «Колоколах» перед нами трагедия только двух семей, хотя и представляющих собой целый рабочий класс.

Титульный лист первого издания «Сверчка за очагом»

В «Сверчке за очагом» тема бедности немного сдает свои позиции. Трагедия Калеба Пламмера и его слепой дочери Берты по-прежнему показана очень ярко, на первый план выходит мотив семьи, как главной ценности для человека. Он появляется еще в первой повести (отношения Скруджа с сестрой и племянником), но в «Сверчке» намеренно идеализируется. Зачем? Возможно, только в счастливой и крепкой семье, по мнению Диккенса, может взрослеть полноценная личность.

«Если бы вы только видели маленькую миссис Пирибингл, когда она возвращалась в дом вместе с мужем, держась за ручку бельевой корзины и всеми силами показывая, что помогает ее тащить (хотя корзину нес муж), это позабавило бы вас почти так же, как забавляло его. Пожалуй, это понравилось даже сверчку, — так мне по крайней мере кажется; во всяком случае, он снова начал стрекотать с большим рвением. <...>

— И он обязательно принесет нам счастье, Джон! Так всегда бывало. Когда за очагом заведется сверчок, это самая хорошая примета!

Джон взглянул на нее с таким видом, словно чуть было не подумал, что она сама для него сверчок, который приносит ему счастье».

Еще ярче мотив семейных ценностей проявляется в «Битве жизни», где важную роль играют взаимоотношения сестер, идея самопожертвования и воссоединения. Именно Диккенс возродил Рождество как семейный праздник. Таким этот день остается до сих пор.

«Колокола»

Разум и чувства

Семейная тема в какой-то мере звучит даже в «Одержимом», где главный герой — Ученый Редлоу — становится по-настоящему одиноким только после сделки с Призраком, а в финале все-таки встречает Рождество в кругу слуг и знакомых, возвращая духу его Дар. Но в большей степени эта повесть — о балансе разума и чувств. Редлоу хочет избавиться от гнетущих воспоминаний, а Призрак даже обещает не стирать знания, которые герой почерпнул из книг. Вот она, удача! Однако, потеряв чувства, главный герой утрачивает и связь с жизнью, людьми и даже музыкой:

«Он остановился, чтобы послушать донесшуюся откуда-то печальную музыку, но услыхал лишь мелодию, издаваемую бездушными инструментами; слух его воспринимал звуки, но они не взывали ни к чему сокровенному в его груди, не нашептывали ни о прошлом, ни о грядущем».

Если ретроспективно посмотреть на другие повести, то станет ясно, насколько важна для Диккенса эта связь рационального и чувственного. Для того, чтобы донести до читателя свои мысли, будь то социальные идеи или рассуждения о вечных ценностях, писатель активно «погружает» публику в текст, воздействуя на органы чувств. Диккенс не стесняется напоминать о возвышенных эмоциях, например восприятии музыки:

«Его ликующие возгласы прервал церковный благовест. О, как весело звонили колокола! Динь-динь-бом! Дили-дили- дили! Дили-дили-дили! Бом-бом-бом!»

«Рождественская песнь в прозе»

И о вполне низменных, но всем понятных, например желании вкусно и сытно поесть:

«На полу огромной грудой, напоминающей трон, были сложены жареные индейки, гуси, куры, дичь, свиные окорока, большие куски говядины, молочные поросята, гирлянды сосисок, жареные пирожки, плумпудинги, бочонки с устрицами, горячие каштаны, румяные яблоки, сочные апельсины, ароматные груши, громадные пироги с ливером и дымящиеся чаши с пуншем, душистые пары которого стлались в воздухе, словно туман».

Благодаря этому читатели почти физически ощущают не только приятные мгновения, но также боль и страх главных героев. А затем вместе с ними радуются чудесному избавлению от кошмара. Именно поэтому, чтобы по-настоящему понять Диккенса, очень важно доверять своим чувствам. Убедитесь в этом сами!

А для того, чтобы чтение было приятнее, мы дарим скидку 20% на книги с «Рождественскими повестями» по промокоду ЖУРНАЛ.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 76468  книг
Цербер
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 76468  книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Романы Диккенса в кино

Романы Диккенса в кино

Пять экранизаций, снятых за последние 20 лет

Рецепт рождественского пунша от Диккенса

Рецепт рождественского пунша от Диккенса

И еще 5 праздничных блюд из литературы

Долговая тюрьма, развод и дотошные герои: 5 фактов о жизни Чарльза Диккенса

Долговая тюрьма, развод и дотошные герои: 5 фактов о жизни Чарльза Диккенса

Рассказываем о судьбе известного писателя

Природа рождественского ужаса в литературе

Природа рождественского ужаса в литературе

Почему самые страшные истории происходят в Рождественскую ночь и зачем нам их рассказывают писатели

5 уютных новогодних традиций от литературных героев

5 уютных новогодних традиций от литературных героев

Рассказываем, как вернуть себе праздничное настроение

Ложь с намеком: зачем читать народные сказки

Ложь с намеком: зачем читать народные сказки

Рассказываем, почему не стоит бояться фольклорных историй, не прошедших современную обработку

Что читать детям летом?

Что читать детям летом?

Списки внеклассного чтения для начальной школы

Осилит идущий: что такое роуд-стори

Осилит идущий: что такое роуд-стори

Рассказываем о символике дороги в литературе